Авторизация

КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

 

КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

(выписка)

 

В условиях тотальной наркотизации детей и молодежи особое значение приобретает разработанная   Минобразованием   России   Концепция   профилактики   злоупотребления психоактнвными веществами в образовательной среде (одобрена коллегией Минобразования России 08.02.2000, утверждена приказом Минобразования России от 28.02.2000 № 619, одобрена Правительственной комиссией но  противодействию злоупотреблению  наркотическими средствами и их незаконному обороту, протокол от 22.05.2000). Эта Концепция направлена на ' предотвращение потребления психоактивных веществ (в том числе, и наркотиков) в общеобразовательных учреждениях, семьях, местах досуга. Одними из основных ее задач Являются следующими;

- повышение знании педагогов о негативных последствиях злоупотребления ПАВ и ^   клинических проявлениях наркотического опьянения;

- создание атмосферы нетерпимости к употреблению ПАВ;

- формирование негативного отношения к лицам (учащимся), употребляющих ПАВ;

- раннее выявление "групп риска", склонных к употреблению ПАВ;

- раннее выявление лиц (учащихся), приобщающихся к злоупотреблению ПАВ;

- работа с семьями "групп риска" и подростков, замеченных в употреблении ПАВ;

- формирование у школьников защитных механизмов, способствующих их активному противостоянию употреблению ПАВ.

Такой комплексный подход к проблеме профилактики зависимости от ПАВ позволяет не только объединить усилия педагогов и семьи, но и помочь молодежи использовать собственные личностные качества в противостоянии наркомании и ее тяжелым последствиям.

Наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действии в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.

В  изложенной  Концепции  профилактической  антинаркотической  деятельности акцентируется внимание на образовательных, социальных, психологических и медицинских проблемах профилактики. Одни из них носят общин характер, другие - частный, специализированный.

Главная цель, выдвигаемая в Концепции, заключается в объединении образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата:

- снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру;

- снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом;

- снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) - инфекционных гепатитов, ВИЧ-иифекций, венерических заболеваний, психических расстройств, сунцидов, прекращение образования, разрушение семей, криминализация детей и молодежи.

При анализе современных публикаций, посвященных методологическим аспектам Профилактики, отмечается отсутствие концептуального и системного подходов. Как правило, доминирует рассмотрение отдельных, изолированных, преимущественно ведомственных проблем, либо, например, педагогических, психологических, социологических вопросов, объединенных профессиональным интересом автора или авторского коллектива.

Следует отметить, что целый ряд важных положении прежде всего ранней, первичной . Профилактики уже разработан и используется в данной Концепции, К ним относятся:

- приоритет первичного профилактического подхода к решению проблем наркомании;

- признание медико-социальной значимости профилактических мер для раннего выявления, диагностики, эффективности лечения и реабилитации наркозлвиснмых,     улучшения криминогенной обстановки о обществе, снижения общей заболеваемости;

- определение принципа комплексного (межведомственного) подхода к решению проблем профилактики наркозависимости.

Первостепенными задачами выдвигаемой Концепции являются создание организационных структур профилактики, подготовка кадров, разработка программ для профилактики: создание нормативно-правовой базы, осуществление мониторинга, оценка эффективности профилактических мероприятии. Вместе с тем оценка эффективности профилактики наркомании вызывает определенные трудности, поскольку изменения динамических характеристик злоупотребления ПАВ и распространенности наркомании, происходящие на протяжении многих легкие позволяют оценить ее однозначно.

В Концепции определены роль и значение вторичной и третичной профилактики. Они заключаются в том, что своевременно начавшиеся лечебно-реабилитационные мероприятия не только восстанавливают личностный и социальный статус детей и молодежи, но и весьма существенно ограничивают возможности наркогруппировок по распространению наркотиков и совершению других противоправных действии, поскольку снижается потребность в приеме наркотиков и, следовательно, в криминальном добывании денег для их приобретения. Вместе с тем многолетняя практика свидетельствует, что только медицинские мероприятия не могут решить все проблемы вторичной профилактикн, особенно касающиеся реабилитации детей и молодежи.

Реальная наркотическая ситуация, сложившаяся в стране, и созревшая  потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют необходимость комплексного, концептуально осмысленного подхода к решению проблемы профилактической помощи, предупреждающей употребление наркотиков и развитие наркомании.

Активные профилактические мероприятия должны опираться:

- на методологию формирования у детей и молодежи представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию;

- на формирование у детей и молодежи, а также у лиц, встунпг.ншх па путь первых проб ПЛВ, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальнуго деятельность(первичная,вторичная и третичная профилактика);

- на раннее выявление и диагностику наркозавнсимости,

- на реабилитацию детей и молодежи, возвращающихся из среды наркотизации в нормативную жизнь (вторичная и третичная профилактика).

Концепция профилактики злоупотребления ПАВ содержит глоссарии общих понятий:

профилактика, субъекты профилактики, группы риска, злоупотребление ПАВ и другие, социальные н правовые основания профилактической деятельности, области реализации профилактической помощи.

Данная концепция предлагает в качестве кардинального решения проблемы профилактики наркомании объединение в единый комплекс образовательных, социальных и медицинских мер в рамках профилактики, обеспечивающей достижение общей цсл;|. Таким образом, она позволяет решать задачи не только первичной, но и вторичной и третичной профилактики, т.е. вовремя, на максимально ранних этапах обеспечить выявление лиц, зависимых от ПАВ и перейти к лечению и реабилитации с последующей профилактикой срывов н рецидивов заболевания. Причем, на всех этапах профилактической работы должны быть использованы стрин-тесты, позволяющие объективизировать клиническую диагностику потребления ПАВ при срывах или рецидивах заболевания. В результате обеспечивается контроль за теми детьми и молодежью, которые прошли курс лечения или реабилитации но поводу наркомании и вернулись в образовательную среду.

Такой подход к решению проблемы профилактики позволяет снизить спрос па наркотики и другие ПАВ, снизить заболеваемость наркомапнямп численность "групп риска" потребления ПАВ, а также тяжесть медико-социальных последствий наркотизации. При этом неизбежно создается профилактическая антинаркотическая среда во всех областях функционирования подростков и молодежи - образовательное учреждение, семья, сфера досуга. Очень важно создать такую среду противостояния употреблению ПАВ, в которой одну из важнейших ролей играет сам подросток, осознающий опасность наркотизации и умеющий в любой ситуации сказать наркотику «НЕТ»!!!