Авторизация

«О деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

 

Министерство образования Российской Федерации

(Минобразование России)

ПРИКАЗ

 

О реализации решения коллегии Минобразования России от 24.06.2003 № I 0/1 «О деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

В соответствии с решением коллегии от 24.06.2003 №      «О деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ПРИКАЗЫВАЮ:

 

1. Департаменту общего образования (А.В.Баранникову):

1.1. Включить в примерные программы по курсам обществоведения и права вопросы защиты прав детей, профилактики их безнадзорности и правонарушений (срок -IV квартал 2003 г.).

1.2. Разработать учебно-методический комплект по факультативному курсу «Защита прав ребенка» (срок - II квартал 2004 г.).

2. Управлению региональной образовательной политики и инспектирования (В.И.Грибанову) совместно с Управлением социально-педагогической поддержки и реабилитации детей (Г.Н.Тростанецкой) провести в 2003/2004 учебном году инспекционную проверку состояния работы органов управления образованием, образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ряде субъектов Российской Федерации.

3. Управлению социально-педагогической поддержки и реабилитации детей (Г.Н.Тростанецкой) подготовить и направить в органы управления образованием субъектов Российской Федерации:

рекомендации  по  вопросам  организационно-методического обеспечения деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа. кадетских школ и кадетских школ-интернатов, образовательных интернатных учреждений (срок - I квартал 2004 г.);

комплект учебно-методических пособий  и  программ для работников образовательных   учреждений,   обучающихся,   родителей   по   организации антинаркотической работы с несовершеннолетними (срок - I квартал 2004 г.);

методическое письмо об опыте работы образовательных учреждений высшего профессионального образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (срок - IV квартал 2003 г.).

4. Управлению воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А.Березиной):

4.1. Разработать программы по организации родительского всеобуча и направить в органы управления образованием субъектов Российской Федерации рекомендации по их применению в практической деятельности образовательных учреждений (срок - II квартал 2004 г.).

4.2. Провести в 2003/2004 учебном году обучающий семинар "Психолого-педагогические и организационно-методические аспекты организации и развития ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях" с включением блока гражданского и правового образования и воспитания детей.

5. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (Е.Н.Геворкян) подготовить проект приказа Минобразования России о внесении изменений и дополнений в Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений в части введения в качестве показателя деятельности образовательных учреждений состояние работы по защите прав обучающихся, воспитанников, профилактике их безнадзорности и правонарушений (срок - II квартал

2004 г.).

6. Управлению начального профессионального образования (Е.Я.Бутко) подготовить и направить в органы управления образованием субъектов Российской Федерации рекомендации по организации в образовательных учреждениях начального ' профессионального образования профессиональной подготовки несовершеннолетних, не имеющих основного общего образования (срок -1 квартал 2004 г.)

7. Управлению специального образования (Т.В.Волосовец) подготовить и направить в органы управления образованием субъектов Российской Федерации рекомендации  по  организационно-методическому  обеспечению  деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (срок - II квартал 2004 г.).

8. Департаменту по молодежной политике (Г.В.Куприяновой) подготовить и направить в органы управления образованием, органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации рекомендации по реализации социальных профилактических и реабилитационных программ и методическое письмо об опыте работы по данному направлению учреждений органов по делам молодежи (срок ~ II квартал 2004 г.).

9. Управлению развития и планирования научных исследований (Г.В.Боровскому) предусмотреть на конкурсной основе при формировании программы "Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования" на 2004 год научные проекты, направленные на совершенствование деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в системе образования.

10. Управлению экономики (Ю.Н.Фролову) совместно с заинтересованными структурными подразделениями Минобразования России продолжить работу по разработке отраслевой системы оплаты труда работников образования.

11. Структурным подразделениям Минобразования России в соответствии со своей компетенцией:

11.1. Регулярно оказывать содействие органам управления образованием субъектов Российской Федерации в организации подготовки, переподготовки и повышения   квалификации   работников   органов   управления   образованием. образовательных учреждений по вопросам защиты прав несовершеннолетних

профилактики их безнадзорности и правонарушений.

11.2. Регулярно организовывать размещоние в средствах массовой информации материалов по проблемам защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений.

12. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации продолжить реализацию комплекса мероприятий по обеспечению прав детей на образование, повышению статуса воспитания и эффективности социально-педагогической, психолого-педагогической, воспитательной работы в образовательной среде, в том числе:

12.1. Ввести в образовательных учреждениях практику обязательного

закрепления за конкретными работниками функций координаторов профилактической работы с обучающимися, воспитанниками.

12.2. Обеспечить наличие в образовэгельных учреждениях, в местах, доступных для обучающихся и их родителей (иных законных представителей), текстов устаооп. правил внутреннего распорядка этих учреждений, а также информации об органах и учреждениях, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, оказывающих психологическую, медицинскую, педагогическую. социальную, правовую помощь несовершеннолетним с проблемами в развитии, обучении, поведении, социальной адапгацг.и.

12.3. При осуществлении инспектирования образовательных учреждений и проведении аттестации руководителей образовательных учреждений рассматривать в качестве одного из критериев результатов их деятельности показатель состояния работы по защите прав обучающихся, воспитанников, профилактике их безнадзорное ги и правонарушений.

12.4. Принять дополнительные меры:

по обеспечению доступности дошкольного образования;

по обеспечению гарантий получения несовершеннолетними обязательного основного общего образования;

по включению в штаты образовательных учреждений должностей специалистов (социальных педагогов, педагогов-психологов, классных воспитателей, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования и т.д.). которые могли бы обеспечивать непрерывный, целенаправленный воспитательный процесс как в образовательном учреждении, так и по месту жительства обучающихся, воспитанников, в том числе за счет преобразования ставок педагогических работников. высвобождающихся при сокращении контингента обучающихся;

по дальнейшему развитию психологической службы в системе образования. развитию сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, других образовательных учреждений для несовершеннолетних с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних, длительное время не обучавшихся и имеющих значительные пробелы в знаниях;

по развитию физической культуры и спорта, активного творческого досуга. оздоровления и занятости несовершеннолетних, обратив особое внимание на:

совершенствование физического воспитания, введение дополнительных часов на физкультурно-оздоровительную деятельность в учебное и внеучебное время во зсех образовательных учреждениях;

сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей, объединений дополнительного образования детей в общеобразовательных и других образовательных учреждениях; создание условий для проведения внеурочной работы с

детьми и подростками в образовательных учреждениях во второй половине дня, совершенствования досуговой деятельности по месту жительства; обеспечение доступа детям и подросткам в спортивные залы всех образовательных учреждений в дневное и вечернее время;

по организации информационно-просветительской работы с родителями (иными законными представителями) несовершеннолетних, оказанию им соответствующей психолого-педагогической и социально-правовой помощи в воспитании детей, в том числе посредством организации родительского всеобуча, формирования групп родительской поддержки;

по приоритетному развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, приемные семьи, другие формы,   предусмотренные   законодательством   Российской   Федерации   и законодательством субъектов Российской Федерации);

по разработке и внедрению в практику работы подведомственных образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся;

по совершенствованию школьного уклада, разработке и внедрению в практику работы образовательных учреждений соответствующих этических кодексов, норм и правил поведения обучающихся и педагогических работников, развитию детского самоуправления, организации в каждом образовательном учреждении деятельности детских и молодежных объединений;

по развитию и поддержке волонтерского движения, привлечению подростков и молодежи   к   решению   проблем   безнадзорности   и   правонарушений несовершеннолетних; организации уличной социальной работы с детьми; обеспечению педагогической практики студентов высших и средних специальных учебных заведений в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

повышению ответственности руководителей и педагогических работников образовательных учреждений за нарушение прав и свобод обучающихся. воспитанников.

12.5. Обеспечить эффективное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. общественными и религиозными объединениями, средствами массовой информации в решении проблем:

разработки и реализации целевых программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

научно-методического и информационного обеспечения профилактической деятельности образовательных учреждений, организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

совершенствования системы выявления и учета несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях. создания банков данных о несовершеннолетних указанных категорий (на уровне

субъекта Российской Федерации, муниципального образования, образоватепьного учреждения);

обеспечения  трудоустройства  или  продолжения  обучения  в  другом образовательном учреждении обучающихся, исключенных или оставившему в установленном законом порядке образовательные учреждения, организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися, находящимися в социально опасном положении, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации;

разработки и реализации системы мер по обеспечению доступности образования для детей из малообеспеченных семей, семей, находящихся в социально опасном положении, включая целевую финансовую поддержку семей, в которых дети не имеют возможности посещать образовательные учреждения по материальным причинам;

совершенствования  профилактической работы с семьями и детьми. нуждающимися в оказании помощи, на ранних стадиях их социального неблагополучия, в целях своевременного выявления, вмешательства и комплексного социально-психологического сопровождения семьи и ребенка;

предупреждения и пресечения правонарушений и антиобщественных действий в образовательных учреждениях;

разработки и реализации комплекса мер по обеспечению общественно полезной занятости несовершеннолетних;

обеспечения защиты детей и молодежи от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию;

систематического обобщения  и  распространения  практического опыта организации профилактической работы среди обучающихся, воспитанников.

13. Рекомендовать руководителям образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования рассмотреть вопрос об увеличении приема обучающихся по специальностям воспитательного, психолого-педагогического и социально-педагогического профиля.