Оглавление
1001 совет родителям по воспитанию детей.
Имейте веру в вашего ребенка
дальше
Все страницы

    

1001 совет родителям по воспитанию          детей

"Помните, что перспективная цель воспитания - помочь детям развить здоровую самооценку и жизненные навыки, необходимые для того, чтобы быть счастливыми и полезными членами семьи и общества.

Поддерживайте чувство достоинства и уважения к себе и своему ребенку.

Особое внимание обратите на решение будущих проблем вместо наказания за то, что уже сделано.

Когда это возможно подключайте вашего ребенка к выработке решений..."

Нельсен Д., Лотт Л., Глен Х.С. 1001 совет родителям по воспитанию детей от А до Я, М.1998

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Как воспитывать ребенка?

 

Дорогие родители!

Герцен писал, что воспитать одного ребенка намного труднее, чем управлять народами, выступая с трибун. Нам поручено самое важное и сложное дело на земле - воспитать человека.

Не забывайте, что ребенок - это утонченно чувствующий и переживающий человек.

Будьте осторожны! Ранить ребенка очень легко, и рана эта порой кровоточит всю жизнь.

Не оставляете ребенка одного с его проблемами. Не говорите ему, что это пустяки. В сознании детей нет пустяков. Если ребенок расстраивается - это сигнал к срочной помощи. Дети не переносят одиночества, когда им плохо. Причина многих психических расстройств в том, что в детстве проблемы человека остались не решенными. Дети не выносят нерешенности, все должно иметь свое решение, любая ситуация должна быть разобрана.

Если вы несколько раз подряд не поможете ребенку справиться с какой-либо проблемой, которая вам кажется сущим пустяком, не стоящим внимания, он отстранится от вас настолько, что могут понадобиться годы, чтобы это расстояние сократилось.

Ноша нерешенных проблем детства остается в сознании человека на всю жизнь. Неслучайно многие психоаналитики уделяют большое значение детству человека. Разговоры и воспоминания о детстве нередко помогают взрослым людям решить когда-то нерешенное, исправить неисправленное, понять непонятое.

Психоаналитик выступает в этом случае - как "запоздавший" на годы родитель пациента.

 

   


  Имейте веру в вашего ребенка

 

Иметь веру в детей не означает, что вы должны верить, что они всегда будут поступать правильно. Это означает принимать детей такими, какие они есть. Это значит, что они будут действовать соответственно своему возрасту в большинстве случаев — то есть что не всегда они будут готовить еду и стричь лужайку, как обещали. Вместо того чтобы расстраиваться по этому поводу и действовать неуважительно по отношению к ним, мы можем предвидеть это и использовать для мотиваций более приемлемые методы,

Вера в детей не означает, то они готовы к самостоятельности. Им все еще необходимы ваша любовь, поддержка и помощь в обучении жизненным навыкам. Если мы верим, нам не нужно контролировать и наказывать их. Это дает нам терпение воспитывать их, применяя методы доверия, такие, как совместное решение проблемы, доведение дела до конца, семейные советы. Задавая им вопросы “что, как и почему?”, мы помогаем детям учиться на своих ошибках. Наличие веры включает в себя прогнозирование предстоящей перспективы и знание того, что дети очень сильно меняются, что они не собираются остаться такими навсегда.

Вспомните все ошибки, которые вы совершили, будучи ребенком, включая те, о которых вы не хотели, чтобы узнали ваши родители. Разве вы не изменились к лучшему? Разве вы сейчас не ответственный и серьезный человек? Вера в детей означает, что с вашей любовью, поддержкой и жизненным опытом, который вы им передаете, они тоже вырастут ответственными людьми.

 

Обещания

 

Не давайте обещаний, если вы не намерены их сдерживать. Вместо того чтобы сказать: “Завтра я возьму тебя за покупками”, подождите, когда вы действительно соберетесь, и тогда скажите ребенку: “Пора идти за покупками. Не хочешь ли ты пойти со мной?”.

Пообещав что-то сделать и потом об этом забыв, вы подействуете на детей обескураживающе. Вместо этого скажите, что вы сейчас не готовы это сделать. Никогда не давайте невыполнимых обещаний, не обсудив все в деталях. Невыполнение обещания вызывает у детей чувство обиды и подрывает ваш авторитет.

Если дети дают вам много обещаний, скажите им: “Я не принимаю обещаний. Покажи мне, что ты готов его выполнить, и я порадуюсь вместе с тобой”.

        

 

Эмоциональная честность (очень важно быть тем, кто вы есть)

 

Эмоциональная честность означает, что важно быть тем, кто вы есть, думать так, как вы думаете, чувствовать так, как вы чувствуете, и передавать это другим. Как только вы примете это, вы поможете вашим детям достичь той же эмоциональной безопасности.

Чувства дают нам ценную информацию, так же как и предупреждающие огни на автомобильной приборной доске. Когда загораются предупреждающие огни, мы обращаем на них внимание. Если мы хотим, чтобы автомобиль нам долго служил, мы делаем все возможное, чтобы разобраться в ситуации и принять необходимое решение. Это не означает, что мы страстно хотим получить проблему, но чем быстрее мы примем реальность, тем быстрее мы эту проблему устраним.

Если мы чувствуем себя одиноко или находимся в депрессии и прислушиваемся к этому чувству, мы получаем доступ к ценной информации. Некоторые люди не хотят прислушаться к своим чувствам, потому что думают, что им не следует чувствовать так, как они чувствуют, или что они в любом случае не могут ничего сделать. Смысла в этом столько же, сколько в игнорировании предупреждающих огней автомобиля. Чем скорее вы примете ваше чувство, тем скорее вы сможете избавиться от негативных ощущений. Вы можете провести весь день в кровати, пожаловаться другу и получить какую-нибудь помощь. То, что вы делаете, не так важно, как признание того, как вы чувствуете и что нормально чувствовать таким образом.


Когда ваши дети рассержены или обижены, и они явно выражают это, чем скорее вы прислушаетесь к их чувствам, отгоняя попытки отделаться от них или попытавшись устроить все сами, тем здоровее будет ваша семья. Дайте им понять, что нет ничего плохого в том, что они испытывают эти чувства.

Большинство людей могут сказать вам, что они думают, но затрудняются в описании того, как они чувствуют. Они слишком заняты оценкой, суждением, пытаясь дать разумное объяснение или сравнивая свои ощущения. Это действия области мысли, а не сферы чувств.

Чувства отличаются от мыслей. Чувства описывают то, что происходит внутри вас. Когда вы учитесь дотрагиваться до этих чувств, вы получаете огромную информацию о себе. Чувства не бывают плохими или хорошими, правильными или неправильными, красивыми или некрасивыми, логичными или нелогичными — они только чувства.

Многие люди не находят слов, когда впервые пытаются выразить свои чувства. Они используют утверждения, которые включают слова “как”, “что”, “как будто”, “ты” или “они” после слова чувство. Эти слова показывают, чтобы говорите о мыслях, а не чувствах. Например: “Я чувствую, что я не могу сделать что-нибудь правильно” - это мысль, а не чувство. Фраза: “Чувствую себя обескураженным” - выражает чувство невозможности сделать что-то правильно. Необходимо время/ чтобы научиться осознавать и выражать свои чувства.

Чувства обычно можно выразить одним словом: счастлив, обижен, удобно, испуганный, голодный, сонный, злой, грустный, беспомощный, возбужденный, в замешательстве, пристыженный, радостный. Если вы обнаружили, что для описания чувства используете более одного слова, подыщите одно, которое лучше всего выражает то, что вы испытываете. Не бойтесь этого. То, что вы пытаетесь только идентифицировать ваши чувства, не означает, что вам нужно делать что-нибудь, что вы не хотите. Самым важным вашим шагом будет обратить внимание на чувство, назвать его и описать другим, что вы чувствуете.

Использование утверждений, начинающихся с “я”, очень простой путь практики эмоциональной честности. Пусть ваши дети потренируются с “я”-утверждениями, думая о том времени, когда они были счастливы. Пусть они скажут вам: “Я чувствовал себя счастливым, потому что______, и я хочу_______”.

Затем вспомнят о тех моментах, когда были сердитыми, и сделают то же самое. Используйте “я”-утверждения, когда вы рассказываете детям о своих чувствах.

Особое время вместе

 

Детям необходимо время, чтобы побыть с каждым из родителей отдельно. Когда они еще малы, очень важно проводить немного времени один на один с вашими детьми. Когда они становятся старше, особое время может стать одним из пунктов распорядка дня. Если другие дети будут мешать, объясните и попросите выйти.

Также спонтанно играйте с детьми. Возитесь на полу, ходите в парк, готовьте вместе пищу или играйте в игры - все что захотите. Важно, чтобы время проходило весело. Пусть у них останутся воспоминания о приятно проведенном времени вместо одних серьезных мероприятий. Семейное веселье не занимает много времени и не требует большой суммы денег. Все, что нужно, - это желание и игривое настроение. Многие проблемы исчезают, когда дети проводят с вами много особого времени.