Виртуальное родительское собрание «ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О НАРКОМАНИИ» О современной семье много пишут и говорят. По данным социологических опросов, 78% педагогов обвиняют семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается. В то же время родители не очень радостно оценивают действия педагогов. Попав в ножницы между школой и семьёй, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном итоге, к безнравственности. Какую бы информацию нам не давали различные социологические опросы, педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учеников было эффективным. Слаженные и скоординированные усилия всех работников школы направлены на организацию и осуществление воспитательной работы совместно с родителями. Однако привлечь одновременно всех родителей порой бывает трудно. Работа в две смены, командировки, болезнь и другие причины порой мешают родителям своевременно реагировать на ситуацию, связанную с воспитанием ребенка. Кроме того, в вопросах воспитания в семье существует немало проблемных ситуаций. Иногда родители настолько озабочены сложившейся ситуацией и напуганы ею, что у них не хватает мужества поделиться ею с педагогами и специалистами, для того чтобы принять верное решение. С другой стороны и классному руководителю не всегда удается выкроить время для беседы с или организовать лекторий для отдельных родителей. В нашей школе эта проблема особенно актуальна, так как при МОУ существует структурное подразделение для круглосуточного пребывания детей – спортсменов из других городов и даже регионов России, организация встреч с родителями которых затруднительна. Возможно ли тогда технологизировать работу классного руководителя? Одним из средств современной информационной технологии, используемых в работе классного руководителя с семьей, является виртуальное родительское собрание. Одной из новых форм просвещения родителей является (виртуальное) родительское Интернет - собрание . Виртуальное родительское собрание - это возможность обсудить различные ситуации в воспитании учащихся, изучить чей-то опыт, познакомится с различными точками зрения Виртуальные собрания дают возможность родителям получить информацию, задать актуальные вопросы, обсудить интересующую тематику в удобное для них время. Такая форма проведения собраний помогает родителям активно взаимодействовать со специалистами образовательного учреждения, заинтересованными родителями других классных коллективов. Это возможность откровенно обсудить различные ситуации воспитания детей, выявить реальное положение дел в классном коллективе, изучить и перенять опыт преодоления конфликтных ситуаций. Основная форма проведения такого собрания в нашей школе - виртуальная лекция. При организации просветительской работы с родителями мы используем современные технологии. Донести информацию, заинтересовать и привлечь к ней внимание, задействовать в организации данного вида родительского просвещения учащихся, мы тем самым способствуем организации совместной детско-родительской деятельности и здесь нам помогают MS Office, MS Excel, Paint, MS Power Point. Целью нашего очередного родительского виртуального проекта явилась разработка форм эффективной профилактики вредных привычек в рамках сетевого ресурса школы. Тема такого собрания в 11 классе: «Что нужно знать родителям о наркомании». Собрание поможет родителям получить достоверную информацию о наркотиках и их влиянии на личность, а также сформировать у родителей понимание значимости данной проблемы в обществе, желание предупредить проблему.
Приложение 1. Лекция «Об этом с тревогой говорят родители… Наркомания? Что о ней надо знать» Понятия "наркомания", "наркотики", "наркоман" стали частью жизни человечества и особой проблемой совсем недавно, в XX веке и даже во второй его половине. Социальный кризис, пришедший в нашу жизнь вслед за экономическим, угрожает прогрессивным ростом наркомании. Наркоманическая эпидемия охватила и Россию. Наркомания поражает молодых, но в своем росте распространяется в направлении самых маленьких. Находясь в стадии злобного напряжения, многие наркоманы опасны в своей агрессии. Человек, употребляющий психоактивные вещества, потерян для общественной жизни. Сегодня актуально решение социально-педагогической задачи — оградить детей от наркотиков при помощи антинаркотического воспитания в семье, школе, обществе. Сегодня мы будем говорить о:
Напрашивается вывод о необходимости в целях устранения причин, ведущих к употреблению ПАВ, следует формировать профилактическое пространство. Что значит сформировать профилактическое пространство?: 1.Обогатить знания по данному вопросу. 2.Понять причины, предыстории ранней наркотизации, а чаще они находится в семье. 3.Предпринять все возможное, чтобы предупредить и спасти ребенка и в первую очередь, начать с : «Что я сделал, чтобы защитить ребенка от наркотизации?» К тому же, данные многочисленных исследований убедительно показывают, что основными потребителями ПАВ являются подростки и молодежь. Профилактика злоупотребления ПАВ в данной возрастной группе неизбежно наталкивается на ряд объективных препятствий: подростки и молодые люди редко получают информацию через традиционные информационные каналы (книги, печатные СМИ, телевидение) предпочитая им современные средства коммуникации, в частности - Интернет. Ещё одно из преимуществ Интернет - собрания: возможность накопления и получения большого объёма материалов, регулярного обновления и перегруппировки содержания, доступность, и главное - ориентированность на родителей молодёжной аудитории и на саму молодежную аудиторию, для которой Интернет является зачастую ведущим каналом поступления информации. Нигде, как в сети, и молодой и взрослый человек не может оперативно получить консультацию специалиста на условиях полной анонимности, что определяет направление дальнейшего развития ресурса в сторону дистанционного консультирования подростков, родителей и педагогов. Данные ежегодного психолого-педагогического мониторинга, проводимого в гимназии, убедительно показывают эффективность оздоровительной среды, создаваемой таким образом в гимназии. Внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс школы ставит целью не только сохранение того уровня здоровья, с которым ребенок пришел в школу, но и решение глобальных социальных задач, стоящих в настоящее время перед обществом. Мы основываем нашу работу на концептуальном тезисе о том, что профилактика - это активный поступательный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие ребенка. Основными, принципами профилактической работы среди детей и подростков является непрерывность, своевременность, последовательность. И как следствие реализации этого тезиса в гимназии СПслужбой и классными руководителями проводится работа по внедрению здоровьесберегающих технологий и по созданию единого образовательного, оздоровительного и социально реабилитирующего пространства. В гимназии создана и реализуется программа «Здоровье», одним из важных компонентов которой является профилактика ПАВ (психоактивных веществ). Выполнять задачи данного направления в первую очередь призвана социально-психологическая служба гимназии совместно с МО классных руководителей. Ведется систематическая работа с педагогическим, ученическим и родительским коллективами по вопросам организации первичной профилактики употребления психоактивных веществ, включая в себя ряд направлений: В гимназии создан Наркопост, работает телефон доверия.
Причины и последствия пагубной привычки Страшная беда - наркомания - не обошла и нашу страну. Еще сравнительно недавно мы убаюкивали себя тем, что это зло присуще лишь идеологическим недругам, но сегодня, увы, вынуждены признать: недуг поразил и большую часть населения, и что особенно тревожно -детей и подростков. В чем же причины пристрастия к наркотическому дурману? Исследования, проведенные одним из ведущих отечественных специалистов А. Е. Личко, рисуют такую картину. Незначительное число (менее 1 процента) пристрастилось к транквилизаторам, назначенным врачом. Такое же число делает это просто «от скуки» или в порядке демонстративного протеста перед старшими. Три процента находят в наркотиках стимулятор творчества, шесть - приобрели пагубную привычку из желания показать сверстникам свою незаурядность, семь - под влиянием старших, восемь - из любопытства, желания новых ощущений, десять - в стремлении «забыться», отключиться от неприятностей, двенадцать - в поиске фантастических видений, девятнадцать - в стремлении пережить приятное ощущение. Ну а самое значительное число - тридцать один процент - пристрастились к дурману, как говорится, за компанию, не желая отстать от сверстников. Пристрастие подростков к наркотикам зависит, по мнению А. Е. Личко, и от системы воспитания в семье. Там, где контроль за поведением сына или дочери со стороны родителей отличается крайним формализмом, где он (она) чувствует, что на самом деле старшим не до него, и в конце концов приспосабливается ловко обходить формальный контроль, живя своей жизнью. Тяжело переживается подростками и эмоциональное отвержение со стороны родителей, особенно матери, когда при этом есть брат или сестра, которых балуют и любят больше, чем его. В некоторых семьях происходит скрытое эмоциональное отвержение, выражающееся в подчеркнутой заботе, в неестественном внимании. Такая неестественность остро ощущается подростком, и он ищет поддержку у сверстников, в том числе в уличных компаниях. Негативно сказывается на судьбе ребенка мелочная опека, жесткий чрезмерный контроль за каждым шагом, неусыпное наблюдение, достигающее иногда постыдной слежки. Рано или поздно система постоянных запретов у большинства подростков приводит к резкому обострению реакции эмансипации. В какой-то момент подросток «рвет» сразу все запреты, но, не приученный к самостоятельности, оказывается в стрессовой ситуации («отравление свободой»). И именно в этот момент резко возрастает риск пристрастия к наркотикам. Бывает и так, что родители любыми средствами выгораживают подростка, избавляя его от всякой ответственности, и в то же время в повседневной жизни он остается предоставленным самому себе. Ну а вседозволенность в сочетании с твердой надеждой, что родители всегда «выгородят», освободят от неприятностей, также приводит к дурным последствиям. Существует много веществ, которые используются в настоящее время в качестве наркотиков. В основном все они делятся на три группы: вещества действующие «успокаивающе» (седативные), стимулирующие препараты, галлюциногены. К седативным наркотикам относятся прежде всего вещества, содержащие морфий или его производные. Всем известный героин является синтетическим опийным препаратом, и его производят и распространяют в порошке, что значительно усложняет раннюю диагностику, так как наркотизация производится вдыханием через нос, и никаких следов от инъекций не обнаруживается. Опийное опьянение развивается через 10-30 минут и длится от 2 до 6 часов в зависимости от дозы. Во время опьянения подросток малоподвижен, создается впечатление, что он всем доволен и находится в полном комфорте, но если кто-либо пытается нарушить его покой, то сразу возникает раздражение, переходящее в агрессию. Очень распространено добавление транквилизаторов к алкоголю. Иногда ребенок начинает употреблять большие дозы транквилизаторов для того, чтобы успокоиться перед эмоционально значимым событием (как правило, берутся эти препараты из домашней аптеки). При курении гашиша действие его сказывается через 5-10 минут. Возникает тревога, неопределенное чувство страха, однако чем младше подросток по возрасту, тем менее выражен симптом тревоги. Затем наступает приподнятое веселое настроение, и сознание постепенно начинает нарушаться до сумеречного состояния. Происходит так называемое «заражение эмоциями»: смех, страх и другие эмоциональные расстройства быстро передаются от одного курильщика к другим. При незначительной глубине опьянения у подростка появляется непреодолимое желание высказаться, быть понятым. Очень характерен его внешний вид. Кожные покровы лица, шеи гиперемированы, зрачки расширены. Выход из этого состояния отличается повышенной жаждой и голодом. Довольно часто применяются летучие наркотически действующие вещества. Отмечается, что злоупотребление ими распространено среди детей из несостоятельных социально-экономических слоев. Эти вещества чаще всего являются парами пятновыводителей, ацетона, бензина, нитрокрасок, некоторых сортов клея. Такой способ особенно опасен вероятностью смерти от удушья, при спазме дыхательных путей и внезапной потере сознания. При выходе из интоксикации такими веществами наблюдается чувство утомления, вялости. Характерными внешними признаками являются экземоподобные раздражения налицо. Дети, потребляющие наркотики, проходят через ряд физических, гормональных и поведенческих изменений. Существует определенный ряд симптомов, позволяющих идентифицировать их. По мнению английского специалиста Д. Полларда, некоторые симптомы могут означать не только употребление наркотиков, а одновременно и что-то другое. Поэтому идентификация наркомана требует большой осторожности и высокого профессионализма. По мнению Полларда, существует примерный список этих симптомов. 1. Физические симптомы - следы инъекций, раздражение вокруг рта, потеря веса, пепельный цвет кожи, интоксикация, похожая на алкогольную, потеря устойчивости к инфекциям, пренебрежение физическим уходом за собой. 2. Психические - личностные и эмоциональные перемены, агрессивность, непредсказуемость, сверхчувствительность, апатичность, потеря сосредоточения, тревога, подавленность, фобия, мания преследования. 3. Поведенческие - нарушение работоспособности, транс, действия украдкой, потеря эмоций, перемена друзей, интересов, трудности в общении. Наркотики никогда не проходят бесследно. За них приходится платить потерей репутации, денег, свободы и прежде всего здоровья. Рано или поздно наступает наркотическая зависимость. Кроме того, существует опасность при неумении делать инъекции: можно заразиться СПИДом, разрушить вену или вызвать закупорку сосудов. Физические недомогания, такие, как головокружения, слабость, тремор, головные боли и др., в сочетании с психологическими нарушениями делают поведение неадаптивным.
Приложение №2.
АНКЕТА
Дорогие ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты. Инструкция: внимательно прочитайте вопрос, выберите тот вариант ответа, который вы считаете наиболее верным, и подчеркните его номер. Обратите внимание, что при ответе на некоторые вопросы вы можете выбрать несколько вариантов ответа. /.Укажите, пожалуйста, ваш пол: жен., муж. 2.Обведите номер класса: 8, 9, 10, 11. З.Как вы считаете, почему молодые люди используют наркотики? (несколько вариантов ответа) а/это считается престижным, вызывает уважение сверстников; б/чтобы развлечься, поднять настроение, избавиться от скуки; в/чтобы избавиться от неприятных переживаний (обиды, страха, чувства одиночества); г/чтобы снять напряжение при общении с другими людьми; д/чтобы не выделяться среди других, быть таким как все. 4.Как, по-вашему, большинство подростков оценивают использование наркотиков? а/престижным; б/обычным делом; в/недопустимым; г/интересным. 5.Как вы считаете, где сегодня чаще всего происходит употребление подростками наркотических или токсикоманических веществ? а/в школе; б/на улице, во дворе; в/в квартире, где собирается компания; г/на дискотеке, в клубе. 6.Как вы думаете, сколько среди ваших одноклассников, знакомых тех, кто хотя бы раз употреблял наркотическое вещество: а/никто; б/несколько. 7.Какую информацию о наркотиках вы считаете наиболее интересной и достоверной? Полученную от: а/от родителей; б/друзей; в/учителей; г/СМИ; д/сотрудников милиции, наркологов. &По вашему мнению, подростки, которые используют наркотики и токсикоманические вещества, чаще всего получают их от: а/одноклассников; б/друзей; в/знакомых взрослых; г/незнакомых молодых людей; д/незнакомых взрослых людей. 9.Чье мнение о проблеме использования наркотиков для вас наиболее интересно и важно? а/родителей; б/учителей; в/друзей. /ЛКак вы считаете, когда происходит знакомство молодых людей с наркотиками или токсикоманическими веществами? а/11-13 лет; б/14-16лет; в/17-18 лет; г/старше. //.Назовите и впишите 2-3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слова-«наркотики», Приложение 3 Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы нашей анкеты. Большинство родителей не хотели бы, чтобы их дети начали употреблять наркотик. Как обезопасить подрастающее поколение, собственных детей? Как свести степень риска к минимуму? Предлагаемая Вам анкета содержит ряд вопросов, ответы на которые помогут Вам сориентироваться в проблемах Ваших взаимоотношений с Вашими детьми и определить степень риска раннего начала употребления наркотиков. Анкета предусматривает только поиск путей оказания помощи и не используется для учёта. регистрации или иных действий, могущих ущемить Ваши интересы. БАЛЛЫ . Обнаруживали ли вы у вашего ребёнка: 50 1. Снижение успеваемости в школе в течение последнего года 100 2. Резкое снижение успеваемости 50 3.Неспособность ребёнка рассказать родителям о том. как протекает общественная жизнь в школе 50 4. Утаивание вызовов родителей в школу 50 5. Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным занятиям 50^ 6.Сообщения о прогулах уроков, драках, воровстве 100 7. Задержание в связи с вождением авто-мото-транспорта в состоянии опьянения 100 8.Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках вечерах и т.п. 300 Э.Арест в связи с хранениём, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков 100 10. Совершение краж 100 11.Пропажа из дома денег, ценностей, книг, одежды и т.п. 50 12. Частое выспрашивание денег у родителей и родственников 150 13. Продажу одежды, дисков, кассет, др. 300 14. Наличие значительных сумм денег без понятного источника 50 15.Частую,непредсказуемую,резкую смену настроения 50 16.Снижение настроения. Негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям 50 17.Самоизоляцию$ход от участия в семейных событиях 50 18.Скрытность, уединённость, задумчивость, длительное прослушивание магнитофон, записей 100 19. Нарастающую лживость 50 20. Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения 50 21 .Избегание общения с домашним окружением 50 22.Гневливость,агрессивность,вспыльчивость,потерю энтузиазма 100 23.Нарастающее безразличие, безынициативность 100 24. Высказывания о бессмысленности жизни 100 25.Общие психологические изменения: нарушение памяти, неспособность мыслить логически 50 26. Частые простудные заболевания 50 27. Потерю аппетита, похудание 100 28.Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т.п. 300 29. Внешний вид нездорового человека, бледность, отёчность, покраснение глазных яблок, коричневый налёт на языке, следы от уколов 50 30.Частые синяки, порезы, не находящие удовлетворительного объяснения "Просто упал" 100 31.Появление татуировок. следов ожогов сигаретой, порезов на предплечьях 100 32. Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергичностью 300 33. Подросток отстаивает. утверждает своё право на употребление спиртного, наркотиков 300 34. Частый запах спиртного или появление запаха гашиша на одежде 200 35. Чрезмерно расширенные или суженные зрачки 300 36. Потеря памяти на события, происходившие в период опьянения 300 37. Наличие шприца, игл, флаконов, закопчённой посуды, марганцовки, растворителей, уксусной кислоты, ацетона 300 38. Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п. 50 39. Пренебрежение к домашним правилам 50 40. Незаинтересованность в домашних делах 50 41. Избегание участия в семейных торжествах 50 42. Нарастающую напряжённость в семейных взаимоотношениях 100 43. Не возвращается ночевать домой 50 44.Скрывает свой круг общения, избегает подробных телефонных разговоров и т.п. Если Вы нашли основание для констатации более чем 10 признаков, а суммарная их оценка превышает 2000 баллов, существует необходимость Вашего обращения за консультацией. Мы готовы ответить на любой Ваш вопрос, касающийся проблем употребления наркотиков, или организовать консультацию специалистов.
|