Вводное занятие по посвящению подростков в волонтёрскую деятельность.

Тема: «Кто, если не мы?»

 

Вводное занятие по посвящению подростков

в волонтёрскую деятельность.

Тема: «Кто, если не мы?»
Тип учебного занятия: Вводное занятие.

Цель: заинтересовать детей перспективой участия в образовательной программе волонтёрского объединения «Олимп».
Задачи:

1. Познакомить с понятием «волонтёрство».

2. Познакомить с краткой историей волонтёрского движения.

3.Способствовать формированию коммуникативной культуры и воспитанию чувства ответственности, развивать интерес к волонтерскому движению.

Прогнозируемый результат: появление интереса у подростков к занятиям в объединении, эмоционально-положительный настрой.

Возраст обучающихся: 13-17лет
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, карта-маршрут, лукошко или корзинка с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников занятия.

Место проведения: школа, кабинет №42.

В начале занятия показ видеоролика «Волонтёры».

После просмотра голос за кадром:

-Старайтесь не делать людям того, чего бы Вы не хотели себе самому.

-Стремитесь жить правдиво.

-Сделай правильный выбор.

(Выходят по очереди представители волонтёрского объединения  «Олимп», выстраиваются треугольником)

Ведущий 1: Вас приветствуют участники школьного волонтёрского объединения  «Олимп».

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие ребята!

Ведущий 2: Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, посвящённому волонтёрскому движению.

1 участник: Кто такие волонтёры спросите вы?

2 участник: Слово «волонтёр» произощло от французского volontaire, которое в свою очередь было заимствовано из латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий.

3 участник: Волонтёрство – это добровольческое движение, развитое во многих странах мира, направленное на улучшение жизни и является важной частью построения гуманного гражданского общества.

4 участник: Волонтёр – это человек, добровольно взявший на себя какую-либо работу.

5 участник: Волонтёр – существо будущего, гражданин мира, шанс человечества на выживание.

6 участник: Волонтёры – люди, работающие в какой-либо области по своей воле и согласию, а не по принуждению. Волонтёрские движения – это свободные союзы людей, объединённые каким-либо интересом.

7 участник: Волонтёры – это группы людей, которые разносторонне развивают общество. Так как волонтёры работают напрямую с обществом, они лучше понимают и слышат их проблемы, первыми стараются их решить…

Вместе: Волонтёры – это мы! Стань нашим!

Ведущий 1: А для того чтобы познакомиться с волонтёрским движением, мы предлагаем вам принять участие в игре по станциям, девиз которой «Кто, если не мы?!»

Ведущий 2: Сейчас, вы получите маршрутную карту в которой и указаны все остановки, в результате прохождения всех этапов вы узнаете много нового о волонтёрском движении. Вы готовы? Отправляемся в путь!

Название станции.

Количество баллов.

Примечания.

1

История волонтёрства.

( Приложение 1)

2

Зачем нужны волонтеры?

( Приложение 2)

3

Тропинка к волонтерству.

( Приложение 3)

4

Лукошко добрых дел.

( Приложение 4)

5

Знаете ли вы?

( Приложение 5)

(после прохождение всего маршрута)

На экране презентация мероприятия, проведённого представителями волонтёрского объединения  «Олимп».

Очень много людей, которые окружают нас каждый день, нуждаются в любви, добре, помощи. Вы согласны? Как вы думаете, что мы можем сделать для этих людей? (ответы).
Если мы с вами будем вместе, то мы:
• Не сможем предотвратить все ДТП, но мы можем научить детей правилам дорожного движения!
• Не сможем прекратить войну на Украине, но мы можем организовать сбор гуманитарной помощи!
• Не сможем построить приют для бездомных животных, но мы можем донести до людей, что они в ответе за тех, кого приручили!
• Не сможем искоренить наркоманию, но в наших силах объяснить вашим сверстникам, что жизнь прекрасна и без употребления ПАВ!
• Не сможем продлить жизнь ветерану, но мы можем скрасить его досуг, помочь ему по хозяйству, чтобы ему легче жилось!
• Не сможем сделать так, чтобы не стало брошенных детей, но мы можем подарить им кусочек своего сердца, принести праздник в их жизнь!
На наших занятиях мы будем учиться вместе разрабатывать и реализовывать социальные акции и проекты, готовить праздничные программы для детей и взрослых, организовывать трудовые десанты в помощь пожилым людям.

Исполнение гимна волонтёров (приложение 6).

3. Заключительная часть (осмысление содержания занятия, подведение итогов, рефлексия).
- Сегодня на занятии мы познакомились с понятием «волонтёрство» и его историей, предположили, что мы можем сделать для  решения некоторых проблем, которые нас окружают.
Я хочу поблагодарить вас за продуктивную работу. Мне было очень интересно с вами работать!
Но мне бы тоже хотелось узнать, как вы себя чувствовали на занятии, понравилось ли оно вам, хотите ли прийти на новые занятия?

(проводится психологическое упражнение «Ассоциация со встречей»).
Если представить, что наше занятие – это какой либо предмет, который нас окружает, то что это, по-вашему? Почему?
Например, для меня сегодняшнее занятие – это солнце, потому что вы все такие яркие, позитивные, поделились своим теплом друг с другом и со мной. А для вас? (дети отвечают).
Спасибо за вашу позитивную оценку нашего занятия. Всего вам доброго!

Приложение 1.

Из Российской истории благотворительности и добровольчества.

Термин "добровольчество" в современном его понимании или тем более "волонтерство" не был знаком России до середины 80-х годов 20-го века. До этого времени, "добровольцами" в первую очередь называли людей, которые в военную годину, не дожидаясь мобилизационной повестки на военную службу, шли защищать свою страну, так было и в Первую мировую, и в Великую Отечественную. В советское время - люди, которые как "добровольцы" ехали на Целину, на строительство БАМа.            Сегодня мы вкладываем в этот термин нечто другое.

Волонтёрство - это добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи. А этого российская история знает множество примеров. Еще Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна заявили себя в качестве благотворителей. Основанные императрицами многочисленные благотворительные заведения заложили фундамент российской системы социального призрения.

Символом женского милосердия стала княгиня Мария Дондукова-Корсакова. Ее многолетнее бескорыстное служение на поприще благотворительности заслужило уважение во всех кругах общества - от консервативных до самых радикальных. Княгиня была известна тем, что не получив разрешения посещать узников Шлиссельбургской крепости, обратилась с просьбой заключить в крепость ее саму.

Но нельзя сказать о том, что благотворительность, добровольчество было уделом только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев самопомощи, бескорыстной поддержки ближнего людьми простыми. Это и совместное строительство нового дома, и сборы пожертвований на строительство школ, больниц и храмов.

В 70-х годах XIX века Высшие женские курсы на общественных началах стали работать в Москве, Казани, Киеве и Санкт-Петербурге. За свою благотворительную деятельность «Русское женское взаимно- благотворительное общество» получило золотую медаль в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже. В одной из крупнейших московских благотворительных организации "Обществе попечения нуждающихся детей" добровольцы были сборщиками пожертвований и посещали бедных. В Москве в 1894 году по инициативе профессора МГУ Владимира Ивановича Герье Московской Городской Думой было учреждение "Городских попечительств о бедных". На обязанности попечительства была возложена задача по изучению потребностей нуждающегося населения, сбору средств и оказанию индивидуальной помощи. Уже в 1899 году Циркуляр МВД рекомендовал "распространить опыт Москвы в другие города". И таких организаций было множество. Это только некоторые примеры добровольческой активности, опираясь на которые можно сказать, что благотворительность и добровольчество не являются чем-то новым в нашей стране, принесенным из-за рубежа.

Приложение 2. Зачем нужны волонтёры?

Изучите перечень мотиваций, которые лежат в основе набора волонтёров для организации. Выберите 5 наиболее существенных для вас (используйте метод ранжирования). Обоснуйте свой выбор. Внесите свои изменения в список мотиваций (переформулировка, дополнение, исключение из списка).

Список мотиваций:

1. Помощь другим.

2. Приобретение опыта работы.

3. Использование своих умений и навыков.

4. Приобретение новых навыков.

5. Возможность выбраться из дома.

6. Быть активным и вовлеченным.

7. Возможность встретиться с другими людьми.

8. Испытать чувство того, что ты кому-то нужен.

9. Попробовать себя в новом деле.

10. Учиться быть ответственным.

11.Возможность стать победителем.

12. Проводить время весело со своей семьей и сверстниками.

13. Получение признания других.

14. Применение своих талантов и способностей.

15. Воплощение мечты в реальность.

16. Помощь другу.

17. Возможность быть личностью.

18. Воодушевление других.

19. Познакомиться с другими людьми с теми же ценностями.

20. Возможность показать, что тебе не все равно.

Приложение 3. Тропинка к волонтёрству.

Все участники встают и становятся в затылок за ведущим. Участники идут змейкой по тропинке в затылок друг за другом, причем ведущий переходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы, а остальные повторяют его движения. Ведущий может меняться (он может стать в конец змейки), тогда у каждого появляется возможность побывать в этой роли.

Интересен вариант игры, когда все участники с закрытыми глазами цепочкой (держась за руки) следуют за ведущим. Хорошо, если препятствия будут настоящими - кочки, ямы, деревья и т.д. Перед играющими ставится задача - не разорвать цепочку, не потерять соседа. В ходе игры у участников вырабатывается доверие друг к другу, появляется желание помочь идущему за тобой товарищу.

Ведущему хорошо иметь двух помощников, которые помогут ему обеспечить безопасность играющих.

Приложение 4. Лукошко добрых дел. Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием волонтёрство. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: "Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что волонтёрство должно быть распространено по всему миру ".

Приложение 5. Знаете ли вы?

Викторина:

1. А ты знаешь о том, что существует Международный день Волонтёра?

(5 декабря в большинстве стран мира празднуют Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития. Второе название этого праздника – День волонтёров. Он был учреждён по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в 1985 году в благодарность всем людям, добровольно внесшим вклад в развитие экономики и социальных программ на территории многих государств.).

2. Кто может стать волонтёром? (Волонтёром может стать любой молодой человек в возрасте от 13 до 30 лет, который желает посвятить своё свободное время, силы и умения добровольному неоплачиваемому труду).

3. Где и как можно получить волонтерскую книжку? (Для получения Личной книжки молодой человек, регистрируется на сайте JABA POINT. RU. Затем обращается с письменным заявлением в орган исполнительной власти, либо в орган местного самоуправления по месту своего постоянного проживания. Заявление оформляется в произвольной форме с указанием личного идентификационного номера, присылаемого информационной системой JABA POINT. RU.; ФИО, даты рождения, полученного образования, профессии, наименования учебного заведения, домашнего адреса и контактного телефона. К заявлению прикладывается цветная фотография размером 3 на 4).

Приложение 6. Гимн волонтёров.

Куплет:

В нашем мире огромном, в суете бесконечных дней,

Мы хотим, чтобы люди, научились слышать людей!

Собираясь в дорогу – не спеша оглянулись вокруг.

Понимая как много: добрых глаз и надежных рук!

Припев:

Пусть сотни искренних глаз помогают верить

Пусть сотни наших сердец – в трудный час согреют

Пусть наши руки в пути – будут вам опорой

Ты хочешь с нами идти – становись волонтёром!

Куплет:

Нашим сердцем горячи, научились мы мир любить

И, наверно, иначе, волонтеры не могут жить!

Окружая заботой, помогая найти друзей

Мы хотим, чтоб надежда, оставалась в душе людей!

Припев:

Куплет:

Места нет для амбиций, если помощь пришла в добрый час

Пусть счастливые лица будут главной наградой для нас

Ведь ничем не измерить: состраданье, ответственность, честь

Мы даем повод верить, что добро на земле нашей есть!

Припев:

Используемая литература:

1. www.tolerance.ru

2. http://www.sbornet.ru